Хевсурские перстни как сделать


Н. Абазадзе

ГАДЖИЯ – ОРУЖИЕ МУЖЧИН

«Грузинские горцы обладают странным, и по нашим понятиям, ужасным оружием, с помощью которого они, не убивая, проливают кровь, требуемую жаждущим мщения. Это оружие – плоское железное кольцо, усаженное по краям полудюймовыми шипами. Надевая на большой палец, направляют его так, чтобы рассечь лицо противника.»

Радде. 1881 г.

Один из первых экспертов по оружию, подошедших к его изучению с научной точки зрения, Ричард Бартон, писал: «История меча – это история человечества». То есть, нельзя изучать оружие без изучения народа, его создавшего, им владевшего, и нельзя полностью понять народ без изучения его оружия. В течение долгих тысячелетий истории человечества от оружия зависело существование человека, его безопасность и свобода, общественное положение и карьера, материальное благополучие. Не случайно оружие принимало определенное внешнее оформление, a главное, и форму и размер, определяющие его функциональные качества. На все эти атрибуты влияла генетическая предрасположенность индивидуума, формирующая присущую только ему биомеханику движения. Генетическое предрасположение определялось, не в последнюю очередь, окружающей средой и традициями данного народа.

Прежде чем взяться за перо, автору пришлось не один год скитаться по горным поселениям Грузии и набить немало шишек и шрамов на своих голове и теле, чтобы хоть приблизительно понять суть оружия моих предков. Не раз приходилось слышать в ответ – «Бери сам в руки! Овладей оружием, если хочешь понять его». Поэтому представленный материал опирается, в основном, как на мои полевые записи, так и на личный опыт.

Темой нашего обсуждения будет  один из уникальных видов оружия хевсуров. В маленькой Хевсуретии до наших дней сохраняется культура и традиции грузинского средневековья и ее можно смело назвать действующим и живым музеем. До второй половины 1950-х годов здесь еще проходили настоящие рыцарские дуэли и проливалась кровь. Хевсур проводил всю жизнь с оружием: рождался с оружием, ходил с оружием, крестился с оружием и умирал с оружием в руках. Когда ребенок мужского пола едва мог ползти, перед ним клали клинок, игрушку или еду и наблюдали, что он выберет. Если тот выбирал меч, верили, что мальчик вырастет сильным воином и соответственно воспитывали его. Оружие составляет саму сущность хевсура. Считается, что меч – это его стержень, скелет, кинжал – это его честь, а боевое кольцо – это его природа, характер.

Название  «гаджия»  обозначает  одну из разновидностей хевсурских боевых колец для рукопашного боя. Боевые кольца предназначались для разных задач, это и определяло их большую разновидность. 

Одни использовались для драки, другие для убийства, третьи для рыцарской дуэли. Гаджия подходит для решения всех указанных задач. У каждого народа и культуры есть свое характерное оружие, без которого невозможно представить образ этого народа. По мнению автора, гаджию можно смело считать неотъемлемой частью портрета хевсура. 

Надо отдать должное профессору Васо Элашвили, который проделал огромную работу на эту тему и, опираясь на прикладной характер тех или иных колец, классифицировал их по трем видам: 1 – толчковые; 2 – режущие и 3 – царапающие. 

 Рис. 1

 

 Рис. 2. Хевсуры. 1934 г.

Он объединил их под общим названием, введя новый термин «сатитэни», что означает – для пальца (от грузинского слова «тити» – палец). Однако здесь существует некоторое несоответствие – если сегодня подняться в Хевсурети и спросить стариков про «сатитэ», то они вынесут вам наперсток для шитья. 

Конечно, после определенных объяснений догадаются, что вас интересует, и покажут боевое кольцо.

Рис. 3. Умирающий хевсур с мечом в руке. Иллюстрация из Г. Тедорадзе «5 лет в Пшави и Хевсуретии» 1930 г.

Рис. 4. Гаджия мастера Надира Ликокели. Из коллекции В. Кизирия.

А вот если скажите «гаджия», то вопросов не будет.

Доктор Г. Тедорадзе в своей книге «5 лет в Пшави и Хевсуретии» 1930 г. тоже использует это название как общее. Как А. Зиссерман, так и Г. Радде используют одно название, не сумев разглядеть разные функциональные характеристики колец. Как уже отмечено, гаджия только один из видов боевых колец, но местные жители уже используют это название как общее для всех видов, что вероятно вызвано пополярностью этого вида.

Гаджия (рис. 4) – это железное кольцо, похожее на широкий перстень, усаженный сверху тремя линиями зубцов. Встречаются и экземпляры, отлитые из латуни (Г. Читаия, Г. Тедорадзе). Гаджия бывает трех видов: «цалпира» (однорядный); «орпира» (двухрядный) и «сампира» (трехрядный). Последний из них являлся самым популярным, что, конечно, связано с его прикладными свойствами.

Как и другие боевые кольца, оно используется для нанесения ударов в ближнем бою. Удары традиционно  наносятся в части головы и лица, закрытых волосяным покровом, а также в другие открытые места, например в кисти рук противника. Носили его в специальном маленьком кармане, пришитом на «перанги» (рубашка) снаружи (см. рис 6). Спрятанное под мышкой, для правши – с левой стороны, а для левши – с правой, в надетой на перанге чохой, гаджия оставалось невидимым постороннему глазу. Преимуществом этого оружия было хевсурские перстни как сделать то, что оно всегда оставалось при хозяине на праздниках и в гостях, где, следуя традиции, все остальное оружие сдавалось хозяину дома или распорядителям пиршества. Кольцо использовалось как для защиты, так и для нападения. При выхватывании гаджия выглядит агрессивно, что могло психологически влиять на противника. И, конечно, самое главное достоинство гаджии, что оно причиняло сильно кровоточащие раны, невыносимую боль, но позволяло, не убив и не покалечив, заставить противника сдаться. Известный дуэлянт из села Цинхаду, старик хевсур Тотиа Арабули поведал, как оказался в ситуации, где ему пришлось биться с одной гаджией против противника с кинжалом. Подобные случаи, на взгляд автора, показывают, что боевые кольца можно поставить в один ряд с кинжалом как равное ему оружие, а не дополнительное.

Все типы хевсурских боевых колец прочно надеваются только на один палец (а не на два, три или четыре, как у другого вида ударного оружия – кастетов), не ограничивая при этом кисть. Это позволяет использовать ее многофункционально: в частности, наносить разные удары кулаком, не нанося рану кольцом; также производить захват (руки, оружия, одежды) или другие боевые действия. Кольца определенного типа также использовали как вспомогательный инструмент, употребляя их для взвода тугих ружейных курков и вытаскивания застрявших шомполов. Зиссерман (хотя не указывает, какие из них), как и Г. Читаиа и В. Элашвили, поддерживает мысль, что кольца эти создавались именно для рукопашной схватки, и по форме большинство из них не подходят для решения иных задач. Но Зиссерман показывает, что хевсуры носили кольца и в боевом положении при столкновении с противником.

 Рис. 5. Михат Иване Циклаури демонстрирует захват руки.

Рис. 6. «Перанги» с пришитым снаружи карманом для ношения боевых колец.

Рис. 7. Разновидности хевсурских боевых колец: (сверху) Херхула; Хвеула; Цисквила; Гориани; Херхула; Магала-хохбиствала.

Значит, кольца использовались не только на дуэлях, а также в рукопашных схватках и боях. Возможно, именно многофункциональность и определила популярность этого оружия среди хевсуров. 

Грузия после 13-го века не имела ресурсов для регулярной армии и выработала мобилизацию по необходимости. Каждый житель, несмотря на сословие, имел право на ношение и хранение оружия. 

Окруженные внешними врагами, хевсуры достигли высоких результатов в индивидуальной военной подготовке. После упразднения царской династии и потери независимости Грузии рушится вековая система военно-физической подготовки. Оказавшимся уже не на границе, а внутри империи, жителям приходилось  защищаться  только  от  небольших нападений северных соседей почти до 1950-х годов. Изменяется поведение врага, его тактика, к чему приспосабливается и оружие.

Американский журналист Ричард Халибуртон, посетивший Грузию в начале прошлого века, описывает замечательный эпизод в своей книге «Семимильные сапоги». В одно прекрасное утро 1915 г. жители Тбилиси были разбужены клацаньем металла и стуком копыт по мостовой. Выглянув в окно, они с удивлением увидели кавалькаду средневековых рыцарей, вооруженных до зубов, со знаменами в руках. 

Это были хевсуры, которые, прослышав о начале войны Белого царя с германцами, спустились с гор, чтобы вступить в эту войну и возобновить свою былую славу. Увы, в той войне не оказалось достаточно места для холодного оружия, а кольчуги оказались бессильны перед пулеметами. Оружие, переходившее от отца к сыну, теряло свое прикладное значение. 

Хевсурам оставались только их рыцарские дуэли и драки «шугли». Время жестоко расправилось с теми, кто не желал смириться с переменами. Сегодня оружие хевсура – достойный предмет в коллекции любителя оружия или украшение стены для оформления интерьера и для демонстрации туристам с фотоаппаратами. А рваные куски древних кольчуг можно видеть даже используемыми для выскребания и чистки котлов.

Автор хочет, чтобы читатель понял психологию хевсуров, которые не могли жить без войны. Они росли для войны и пролития крови и поэтому в мирный период в их среде учащались внутренние конфликты, в которых было опасно употреблять кольца способные убивать, такие как «лесула», «магала» и «херхула» (рис. 7). Эти типы колец способны были наносить глубокие и смертельные раны. Автор думает, что именно о таких кольцах и пишет А. Зиссерман в своих мемуарах: «…наносят этими кольцами удары в голову ни в чем не уступающие кинжалу».

Хевсуры отказались от этих колец, когда отпала необходимость использовать их против внешнего врага, внутри же общины хевсуры старались избегать смертельного исхода в драке или дуэли, т. к. обычно за этим, согласно адату, следовало суровое наказание для убийцы и всей его семьи, на которую налагались тяжелые кровные и материальные выплаты и ограничения.

(Эти традиции хорошо просматриваются при изучении местных законов – рджули, происхождение которых восходит к первому тысячелетию. Только в 14-м веке царь Георгий Блистательный отредактировал свод законов для горцев, чтобы урегулировать те отличия, которые существовали между горскими общинами и остальной Грузией. До сегодняшнего дня этот кодекс носит имя «сисхлис самартали», что означает «право крови»). Интересно, что безобидные кольца толчкового типа, такие как «зургана», «хвеула» и «цисквила» (рис. 7) становятся менее популярными среди хевсуров, так как они уже не удовлетворяли их потребностям. В такой ситуации на смену всем  перечисленным  кольцам  приходит «гаджия». Оно было зловеще на вид, вызывало сильно кровоточащие раны, позволяло легко контролировать удары (в определенных места), не убивая противника и не нанося ему увечий.

Первая отличительная черта для гаджии – широкая основа в виде кольца шириной приблизительно 2,8–3 см.

Рис. 8. 92-летний хевсур Батира Кераули со своим гаджия. 2006 г.

Эта основа остается одинаковой для всех трех видов гаджии. На основу наварены плоскости, переходящие в острые шипы или зубья. По высоте они не такие высокие, как у других царапающих видов колец и колеблются между 1,5 и 2 см. Это позволяет нанести сильный удар. При нанесении возникает шок от удара, и можно повредить кость.

Чем меньше рядов зубьев, тем опаснее это оружие для противника. Однорядные и двухрядные гаджии поэтому постепенно выходят из употребления. Что касается трехрядных, при таком широком основании и близко расположенных невысоких зубцах получается удар без глубокого проникновения.

Рис. 9. Зураб Циклаури показывает технику боя боевым кольцом. Село Амга 1994 г.

Рис. 10. Тотиа Арабули из села Цинхаду демонстрирует свои многочисленные рубцы, полученные на дуэлях. 2006 г.

Рассмотрим технику ударов. Удары можно было разделить на опережающий (контратакующий) и ответный. По механике движений удары разделяются на прямые сверху вниз – «даквра», дуговые снизу вверх или сбоку по горизонтали – «мосма». Удары обычно следовали короткими сериями,   перемежающимися попытками захвата и нейтрализации атакующей руки противника. Амплитуда серии ударов была максимально короткая, что затрудняло противнику возможность уходить с линии атаки «нырком» или другим защитным уклоном. Удачной считалась атака, вызвавшая у противника обильное кровотечение со лба, в результате чего он вынужден был сдаться. Время схватки было минимальным, и свидетели разнимали дуэлянтов. Не полагалось наносить удары в запретную зону – шею, горло, лицо ниже верхней складки лба, что расценивалось как трусость.

Вторая рука использовалась для блокирования или захвата атакующей руки противника, удержания противника за ворот или для захвата головы. Голову противника стремились прижать к своей груди и наносить при этом максимум ударов. Завершающий бой удар, срывавший кожу, назывался «абгручеба». При защите использовались движения на изменение дистанции. Для этого использовались уклоны в стороны и назад, наклоны вперед, притягивание или отталкивание противника, «нырки» под удерживающую руку противника. Также для защиты использовались блокирование при одновременном захвате за ворот, удержание вооруженной руки. Для примера, освобождения от захвата можно было добиться нанесением удара в кисть удерживающей руки противника. Подобный случай описывает старик хевсур Гигиа Циклаури из села Рошка. Гигиа вспоминает, как во время драки «шугли» он нанес первый контрудар по внешней стороне кисти противника, захватившего его перанги (рубашку) близко к шее. От боли противник отпустил руку, что дало Гигиа возможность сократить дистанцию на удобную для него и продолжить наступление.

Надо заметить, что драке с гаджией многие предпочитали схватку на кинжалах или дуэль на палашах, так как опасались ран, наносимых этим боевым кольцом. Раны были неглубокие, но рваные. Как говорят сами хевсуры, достакари – доктору было трудно зашивать рваные ткани, легче было лечить кинжальную рану. Заживание происходило долго и мучительно, лечение производилось с помощью трав и мазей и порой растягивалось на месяцы. Если нанесенные раны не выходили за рамки дозволенных и череп не был проломлен, победитель не платил побежденному никакой драмы (плата-компенсация). Проигравшему бой оставалось рассчитывать в лечении только на свои средства и выносить насмешки за поражение.

В поздние времена шугли (драка) могла вспыхнуть где угодно и без секундантов. Г. Тедорадзе вспоминает в своих мемуарах, что был свидетелем одной драки, где участвовало до 60-ти человек, в результате которой погиб один человек и один был смертельно ранен. Видно, что это уже не дуэль рыцарей с секундантами, а настоящая массовая схватка. Раны, нанесенные не по правилам, оплачивались согласно законам – «рджули». Оценивалось все: причина шугли, возраст сторон, поведение перед и во время боя, характер нанесенных ран. Раны оценивались специальными мерками, если было необходимо, измерялись у обеих сторон и виноватый выплачивал разницу.  Измерение  происходило в традиционной для хевсуров системе: сколько зерен злака укладывалось в рану (вдоль разреза), столько коров надо было выплатить в виде компенсации. Компенсация шла на лечение и для успокоения ущемленной гордости человека, получившего ее. Компенсация могла наносить значительный ущерб семье виновного.

Сегодняшнему читателю эти обычаи могут показаться дикостью. Но, при сравнении дуэльного кодекса хевсуров с аналогичными правилами в других странах мира они еще оказываются довольно гуманными, т. к. не приводят к смерти противников. К примеру, врач Тедорадзе, изучавший методы местных лекарей, описывает одного 86-летнего лекаря из Архотского ущелья, Алеко Очиаури, который вылечил около 350 пациентов хевсуров, из которых 150-ти он залечил повреждения черепа, и только трое из них погибли из-за очень глубоких ран. Этот пример показывает низкую смертность (менее 1%) в отнюдь не спортивных дуэлях. Главным принципом боя остается победа, когда противник вынужден отказаться от продолжения боя, сохранив свою жизнь и работоспособность.

Мастерство дуэлянтов совершенствовалось тренировками и боями. Нередко причиной драк становились женщины, которые даже поощряли мужчин пройти через такие испытания. Когда автор задавал хевсуркам вопрос: «Каких мужчин предпочитаете – книжников или драчунов?», выбор падал на последних, т. к. это способствовало воспитанию в мужчинах качеств, необходимых для суровой жизни в горах.

Хевсурская община воспитывала мужчин для жизни беспокойной, полной войн и сражений. Хевсура с малых лет приучали к оружию и виду крови под жестким наблюдением и контролем взрослых. С семи лет ребенку вручали кинжал как символ принадлежности к мужскому роду, т. е. клану воинов (все мужчины в Хевсуретии считались воинами). Мальчики приучались к рукопашной схватке с детскими боевыми кольцами для нанесения царапающих ударов, сделанными из проволоки разной толщины и называвшимися «нестари» (в переводе – жало) (см. рис. 11). Использовались также специально откованные железные кольца с невысокими лезвиями для нанесения неглубоких режущих ран. 

Рис. 11. Детское боевое кольцо «Нестари» из иллюстрации к книге «Сатитени» В. Элашвили

Рис. 12. Хевсурские мальчики с 7 лет обязаны были носить кинжал.

Мы с коллегами опробовали – использование этих, на вид безобидных детских колец, оказалось достаточно опасным и болезненным.

В Вестнике психологии за 1906 г. доктор медицины Э.В. Эриксон в комментарии после медосмотра грузинских призывников указывает, что рубцы на волосистой части головы от полученных в разное время травм наблюдаются у 46% молодых призывников даже при поверхностном осмотре. То же повторяет доктор Г. Теодорадзе: «Редко найдете хевсура без шрамов на голове и на лице, такие люди становятся объектами насмешек и неуважения. За период своих экспедиций в Хевсуретии я опросил многих стариков и ни один из них не оказался без рубцов, некоторые имели по нескольку десятков от разного вида оружия. Большинство ран были на головной части и на руках. Девяностодвухлетний Батира Кераули из села Хаду как-то с юмором сказал мне: «Нельзя состариться без шрамов. Если человек умрет без шрама хотя бы от собачьего укуса, то его не примут в потустороннюю жизнь».

Первая  буква  слова  (?)  «Г»  и  третья (?)«Дж» оба не имеют аналога в русском алфавите, и поэтому название по-русски звучит несколько в искаженном виде. По моим предположениям «гаджия» происходит от слова (????) «годжи», что по грузински означает клыки, большие зубы. Хевсурам присуща архаичность в наименовании людей и окружающих предметов. Например, в мужских именах «мгелика» – волчонок, «датвия» – медведь, «надира» – зверь и т. д. Тот же принцип мы видим и в названиях боевых колец, где имена вещей с точностью выражают форму: «лесула» (заточенный); «магала» (высокий); «цисквила» (мельница); «херхула» (пилообразная); хвеула (витые); «зургана» (с горбинками)... Хевсуры, кроме общих названий, делят их еще на подвиды и дают присущие характеру или внешнему виду названия, напр.: «магала» с высокими зубами делят на «магала - саварцхела» (гребешок), где зубцы более высокие, тонкие и чаще расположенные, или «магала – хохбиствала» (фазаний глаз), где зубцов меньше и есть отделка точками, как глаза фазана; или «магала афтари» (гиена) и т. д.

Просматривая развитие форм, названия, многообразие хевсурских боевых колец, мы видим, что их эволюция длилась не одно столетие, они местного происхождения, ничего не копируют и не принесены извне. Качество отливки и отработки экземпляров из латуни демонстрирует серьезность подхода к этому оружию (латунь являлась популярным металлом у хевсуров, многое выполнялось в этом металле, т. к. на серебро у бедных горцев не всегда хватало средств). Железные кольца изготовлялись из изношенных подков лошадей и ослов грузинского типа. На подкове напильником вытачивали зубья, делали отверстие, и кольцо готово. Для «орпира» или «сампира» вырезали аналогичную форму и припаивали также латунью. Что же касается генеалогии боевых колец, можно принять предположение некоторых хевсуров, что боевое кольцо  могло произойти из кольца лучника, то есть происхождение довольно древнее. Распространенная на востоке стрельба из лука с использованием кольца для тетивы, надевавшегося на большой палец, оставила нам богатый археологический материал как по Кавказу, так и по остальному востоку. Любопытны некоторые кольца, которые вполне могли послужить прототипом боевых колец. В любом случае это предположение нуждается в подтверждении на основе анализа материалов археологических находок.

Гаджия, как и другие хевсурские кольца, одевается на большой палец руки, по-грузински и на хевсурском диалекте – «цери», поэтому этнографы Г. Читая, С. Макалатиа и др. объединяют в своих работах все кольца под общим названием «сацерули», что означает «для церии» т. е. для большого пальца. 

Рис. 13. Разные способы держания хевсурских боевых колец. Иллюстрация из книги «Сатитени» В. Элашвили.

Далее большой палец  сгибался и перекрывался сверху указательным, который подпирал гаджию снизу, остальные пальцы сжимались и подпирали указательный. Таким образом, при нанесении удара давление происходило не на палец «церии», а на весь кулак, что и придавало достаточную силу ударам. При таком способе кольцо прочно зажато в кулаке, легко надевается в процессе вынимания руки из кармана. Если сацерули было подвешено на веревочке у пояса, оно так же быстро надевалась на большой палец и веревочка обрывалась. Были другие варианты держания на том же цери и выбирали по удобству (рис.13).

В. Элашвили обнаружил, что определенный вид колец применялся в очень интересной манере, с надеванием на средний палец (рис.13, 16). Так одевались в основном те кольца, которые имели более плоскую форму. Например: все типы магала, или лесула, или херхула, то есть режущие и царапающие, более опасные для жизни. 

Рис. 14. Способ удержания плоских и однорядных колец на цери с дополнительными кольцами «сачике». Иллюстрация из работы Г. Читаиа «Хевсурские сацерули».

Рис. 15. «Цисквила» с дополнительными кольцами «сачике» из коллекции Государственного музея.

Рис. 16. Альтернативный (правильный) способ держания плоских колец, без дополнительных «сачике».

Макала – плоское однорядное кольцо, не очень плотно держалось на сери в застрявшем положении, и нуждалось в дополнительных кольцах «рголи» или «сачике» (рис. 14). Если под рукой не было сачике, или не было времени для сложной комбинации, его можно было использовать на среднем пальце. Такой хват достаточно удобен для нанесения режущих или царапающих ран (рис. 16).

В. Элашвили в своей книге «Сатитени» указывает еще на один вариант ношения (рис. 17). Кольцо надето на средний палец боевой стороной внутри к ладони. Возможно, этот вариант не очень удачен, т. к. кольцо зубцами в три ряда, изображенное на (рис. 17) – это сампира гаджия. Большинство боевых колец типа гаджия, одно-, двух- или трехрядных, имеют характерную достаточно широкую нижнюю часть в виде полумесяца, диаметром 5–5,5 см. (рис. 4). Опорная часть трехрядной гаджии широка, и в таком положении сильно раздвигает указательный и безымянный пальцы, что создает непрочное, некомфортное положение. Опыт автора показывает, что в таком положении кольцо теряет ударные силы и шоковый эффект. В лучшем случае так можно нанести только легкую, царапающую рану. Возможно, существовала гаджия с более коротким основанием, но в изученных мною экземплярах она не попадалась.

Может, имела место случайность, например, кольцо не подходило по размеру. Когда автор брал в экспедиции свои сачвеви – деревянные реплики для тренировки, они часто оказывались слишком маленькими для пальцев опрашиваемых мною хевсуров, и им приходилось демонстрировать мне приемы, надев кольца на самый кончик пальца. Кстати, кольцо, надетое на большой палец боевой стороной внутрь к ладони, весьма напоминает манеру держания другого боевого кольца, «какуте» (рис. 18). Это не родственное боевое оружие, но единственное оружие, которое похоже на гаджию. Это японское кольцо небольшого размера с короткими зубчиками количеством до трех, одеваемое зубцами внутрь ладони. Какуте использовалось как дополнительное фиксирующее средство при захвате противника за кимоно (тип японской одежды) и находилось в арсенале самураев, патрулирующих замок и жилые кварталы во владениях своего сюзерена. Сегодня иногда считают какуте секретным оружием ниндзя, что, на взгляд автора, безосновательно.

Почему не родственники: 

У какуте другой архетип, иная цель, оно не рассчитано для использования как ударное оружие в рукопашных схватках. Имеет 2 или 3 маленьких зубчика в один ряд, длиной до 5 миллиметров, что не позволяет нанести сильный и эффективный удар, тем более одетому человеку. Зубцы коротки, чтобы держать их внутри ладони для произведения захвата и при этом ее не повредить. И тонкое кольцо при ударе не может удерживаться в неподвижном положении, что очень важно для дуэли. Схожее кольцо «цалпира» более опасно. Количество зубов от 8 до 12, длиной до 2 сантиметров, широкое основание кольца приспособлено для нанесения сильного удара, и нижняя широкая часть в виде полумесяца для контроля положения. Если такое кольцо держать так же, как японское какуте (боевой частью внутрь), можно повредить руку. Очевидно, что эти два вида оружия имели абсолютно разные линии развития. Хевсурские боевые кольца по-своему уникальны, и не имеют аналогов в мире.

Рис. 17. Альтернативный хват боевых колец. Иллюстрация из книги «Сатитени» В. Элашвили.

Рис. 18. «Какуте», японское боевое кольцо.

Рис. 19. «Цалпира».

Они вполне могут найти свою достойную нишу в мировой оружейной культуре.

Рис. 20. Запрещенные приемы с боевыми кольцами. Хевсурети, 1995 г.

Рис. 21. Гигиа демонстрирует технику ударов с боевым кольцом «магала». Рошка 2006 г.

Можно отметить, что при советской власти грузинские традиции (ношение оружия, дуэли, даже традиционные игры и празднества) были недоступны для изучения. Особенно после восстания хевсуров за независимость Грузии в 1922 г. под руководством князя Чолокашвили. В 1950 году большинство хевсуров были насильно переселены в долину Кахетии, что окончательно изменило эту уникальную культуру.

Для нужд силовых органов до 1938 года было произведено несколько десятков экспедиций, но все заснятое и зарисованное было закрыто в архивах. В том числе информация о созданных специальных лагерях (например, лагодехский) под руководством РККА и ВЧК, где приглашенными инструкторами проводились эксперименты с изучением грузинских боевых искусств: кахетинской борьбы, хевсурского фехтования, и  грузинского кулачного боя. Инструкторы РККА отмечали оригинальность хевсурских колец и пытались адаптировать хевсурскую систему для создания методов нейтрализации диверсантов и нарушителей.

Профессор В. Элашвили в начале работы на этом направлении в 1950-х годах не раз оказывался под давлением и критикой, порой и угрозами.

В 1993 вышли две книги «Боевые искусства планеты» в двух частях под редакцией А.Н. Медведева, а затем книга К.Б. Асмалова, в которой были использованы рисунки из книги Васо Элашвили. Хевсурские кольца были указаны как «сванские», то есть ошибочно указан другой регион Грузии.

Автор благодарит редакцию альманаха за предоставленную возможность изложить материал по боевым кольцам. Также выражает свою благодарность руководству Грузинского исторического музея и куратору оружейного отдела Мамуке Капианидзе  за   предоставленный   материал и сотрудничество. И конечно тем старикам хевсурам, большинство из которых уже ушли из жизни, щедро поделившись знаниями, и тех, кто до сих пор мечтает умереть, одевшись в «талавари» (хевсурская одежда) и взяв в руки оружие, как требует старая традиция.

ЛИТЕРАТУРА

1. Richard Halliburton «Seven leagues boots», 1935 г.

2.   Читаиа Г. «Хевсурули сацерули», 1930 г.

3.  Радде Г. «Хевсурия и хевсуры», 1881 г.

4.  Зиссерман А.Л. «25 лет на Кавказе», 1879 г. Санкт-Петербург.

5. Элашвили В. «Народная система физического воспитания грузинских горцев», 1959 г.

6. Элашвили В. «Парикаоба (хевсурское фехтование)», 1957 г.

7. Элашвили В. «Сатитени (хевсурские боевые кольца)», 1960 г.

8.  Макалатиа С. «Хевсурети», 1948 г.

9. Тедорадзе Г. «5 лет в Пшави и Хевсуретии», Тбилиси, 1930 г.

10. Орбелиани С.С. «Ситквис кона» (переиздание), 1928 г.

11. Пшавела В. «Этнографические очерки» стр.72, 73.

12. Уложение царя Георгиа V. Тб., Мецниереба, 1988 г.

13. Serge Mol: «Classical fighting arts of Japan» 2001 г.

14. По материалам из хранилища Государственного исторического музея им. Джанашия, 2011 г.

15. Burton R. F.: «The book of the sword» 1987 г.

16. А. Смирнов, Г. Кряжин «Теории и практика физ. и военно-прикладных упражнений. Пособие для командного состава РККА и частей НКВД» Военное издательство, 1937 г.

17. Абазадзе Н. По материалам из экспедиции 1994–95 гг.

18. Абазадзе Н. По материалам из экспедиции 2006 г.

19. Абазадзе Н. По материалам из экспедиции 2007 г.

20. Абазадзе Н. По материалам из экспедиции 2008 г.

21. Aбазадзе Н. «Прикладные аспекты различных видов грузинского оружия» (не опубликовано).

По материалам Запорожского музея оружия.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Хевсурские перстни как сделать Органайзер для сумки сумка в сумке своими руками


Хевсурские перстни как сделать Хевсурские перстни как сделать Хевсурские перстни как сделать Хевсурские перстни как сделать Хевсурские перстни как сделать Хевсурские перстни как сделать

Дата: 06.02.2018, 20:03 / Просмотров: 63343